Юридическая помощь, услуги адвоката, консультации юриста, адвокаты Москвы

Коллегия адвокатов "Московский юридический центр"
о коллегии адвокаты онлайн консультации новости и публикации спецпроекты контакты
.
ПОМОЩЬ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Бизнес-адвокат
Корпоративный адвокат
Иск в арбитраж
Налоговые споры
Корпоративные споры
Защита интеллектуальной собственности
Взыскание долгов
Сопровождение адвоката
Адвокатский аудит
Защита деловой репутации
Представительство в суде
Сопровождение сделок по продаже/покупке готового бизнеса
Исполнительное производство
Страховые споры

ПОМОЩЬ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Личный адвокат
Семейный адвокат
Семейные споры
Расторжение брака без вашего участия
Развод, раздел имущества
Жилищные споры
Сопровождение адвоката
Налоговые правоотношения
Страховые споры
Уголовные дела
Трудовые споры
Гражданские дела
Юридическая помощь в недвижимости
Долевое участие в строительстве
Ведение дел о наследовании имущества
Адвокат и юрист по ДТП
Авторское право
Защита прав потребителей
Исполнительное производство

Земельный налог. Часть 2


Налоговый и отчетный периоды
Налоговым периодом по земельному налогу признан календарный год — с 1 января по 31 декабря (п. 1 ст. 393 НК РФ). Именно по окончании налогового периода определяют налоговую базу и исчисляют сумму земельного налога, подлежащую уплате. Если, например, земельный участок, являющийся объектом налогообложения, был приобретен или реализован (отчужден) после начала календарного года, налоговый период равен промежутку времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивают авансовые платежи. Для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, отчетными периодами признают первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Необходимо отметить, что при установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные и представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период (п. 3 ст. 393 НК РФ).

Налоговая ставка
Принятие решений о конкретных размерах налоговых ставок, в том числе по отдельным категориям земель, отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления (законодательных и представительных органов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости не только от категории земель, но и от разрешенного использования земельного участка. Особенность правового регулирования состоит в том, что ставки земельного налога не могут превышать ставки, определенные НК РФ. Их максимальные размеры указаны в ст. 394 НК РФ и составляют 0,3 % в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; и 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

    Налоговые льготы
    Перечень налоговых льгот установлен в ст. 395 НК РФ и распространяется на небольшой круг налогоплательщиков. Освобождаются от уплаты земельного налога:
    1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
    2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
    3) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
    4) общероссийские общественные организации инвалидов (далее — организации инвалидов), в том числе:
  • созданные как союзы организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно‑спортивных, научных, информационных и иных целей, для социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
    5) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
    6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
    7) организации — резиденты особой экономической зоны сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на предоставленный земельный участок.

    Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей
    Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (ст. 396 НК РФ) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ.
    Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:
    Земельный налог = (НС х КС) : 100,
    где НС — налоговая ставка;
    КС — кадастровая стоимость земельного участка (налоговая база).

    Пример. ООО «Промышленная компания» имеет один земельный участок сельскохозяйственного назначения и один земельный участок под производственным объектом. Их кадастровая стоимость соответственно 1 500 000 руб. и 700 000 руб.
    Органами местного самоуправления налоговая ставка установлена для земель сельскохозяйственного назначения — 0,3 %, для прочих земельных участков — 1,5 %.
    Сумма земельного налога составит:
    (0,3 х 1 500 000) : 100 = 4500 руб. — для земельного участка сельскохозяйственного назначения;
    (1,5 х 700 000) : 100 = 10 500 руб. — для второго земельного участка.
    Общая сумма земельного налога: 10 500 + 4500 = 15 000 руб.
    Особые правила исчисления земельного налога установлены в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства. В этом случае исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производят с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
    При завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается излишне уплаченной и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
    В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производят с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
    Пример. ООО «Промышленная компания» приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства и год строит многоэтажный жилой дом. Кадастровая стоимость земельного участка — 1 500 000 руб., налоговая ставка — 0,3 %.
    Сумма земельного налога за участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит:
    2 х ((1 500 000 х 0,3) : 100) = 9000 руб.,
    где 2 — коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока проектирования и строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
    Особые правила исчисления земельного налога установлены также в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства. В данной ситуации исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производят с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
    Сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу), которую должны уплатить в бюджет налогоплательщики — физические лица, исчисляют налоговые органы. Налогоплательщики-организации сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) рассчитывают самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно, но только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
    Представительный орган муниципального образования (законодательные и представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для физических лиц, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
    Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком — физическим лицом на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и принятой нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, определенной в соответствии со ст. 394 НК РФ, в случае установления одного авансового платежа и одной третьей налоговой ставки при двух авансовых платежах.
    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
    Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период установлен равным кварталу, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
    Особенности исчисления земельного налога при возникновении (прекращении) прав на земельный участок в течение налогового периода. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производят с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности (бессрочном пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Необходимо учитывать, что, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав; если после 15 числа — за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
    Пример. Земельный участок, кадастровая стоимость которого 700 000 руб., приобретен в собственность 11 марта 2006 г. Налоговая ставка установлена в размере 1,5 %.
    Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев:
    К = 10 месяцев : 12 месяцев = 0,833.
    Сумма налога составит:
    0,833 х ((700 000 х 1,5) : 100) = = 8746,5 руб.
    Особенности исчисления земельного налога в отношении земельного участка, перешедшего по наследству. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства. Наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
    Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, — день смерти, указанный в решении суда. Граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга. При этом к наследованию призывают наследников каждого из них (ст. 1114 ГК РФ).
    Порядок исчисления земельного налога для лиц, у которых возникло (прекратилось) право на налоговую льготу. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
    В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу в отношении земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствовала налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
    Представление информации в отношении земельных участков. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, проводящие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны представлять в налоговые органы сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках (зарегистрированных в этих органах правах и сделках) и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Кроме того, органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
    Вышеизложенные сведения органы представляют по формам, установленным следующими документами.
    1. Приказом Минфина РФ № 75н от 20.06.2005 г. «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу» и рекомендации по ее заполнению».
    2. Приказом Минфина РФ № 112н от 07.09.2005 г. «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения» и рекомендаций по ее заполнению».
    По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

    Порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей
    Налог и авансовые платежи по земельному налогу налогоплательщики обязаны уплатить в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
    Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России № САЭ-3–21/551@ от 31.10.2005 г. (приложение № 2 к приказу).
    Для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока подачи налоговых деклараций. Следовательно, данные лица уплачивают земельный налог в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 396 НК РФ.
    Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

    Налоговая декларация
    Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу. Ее форма утверждена приказом Минфина РФ № 124н от 23.09.2005 г. «Об утверждении формы налоговой декларации и порядке ее заполнения».
    Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждена приказом Минфина РФ № 66н от 19.05.2005 г.
    Налоговые декларации по налогу налогоплательщики представляют не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ), а расчеты сумм по авансовым платежам — в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

  • По материалам журнала "Услуги и цены"
    24/09/06
     


    Адвокат
    Широких
    Виталий Валерьевич
    Адвокат Широких Виталий Валерьевич
    Телефон:
    +7(495)740-83-76
    E-mail: shirokih@mosurcenter.ru
    Cтаж: c 1997 года
    Регистрационный номер: 77/5025 в реестре адвокатов г. Москвы.

    Адвокат
    Широких
    Ольга Валерьевна
    Адвокат Широких Ольга Валерьевна
    Телефон:
    +7(495)772-38-85
    E-mail: shirokich@mosurcenter.ru
    Cтаж: с 2005 года
    Регистрационный номер: 77/10676 в реестре адвокатов г. Москвы.

    Адвокат
    Голубев
    Сергей Евгеньевич
    Адвокат Голубев Сергей Евгеньевич
    Телефон:
    8-926-246-93-36, 8-903-523-15-50
    E-mail: golubev@mosurcenter.ru
    Cтаж: с 1997 года
    Регистрационный номер: 50/4554 в реестре адвокатов Московской области


    Онлайн консультации адвоката

     
    Фамилия / Имя:
    E-mail:
    Телефон:
    Выберите раздел вопроса:
    Укажите заголовок вопроса, отражающий основную суть:
    Напишите подробно Ваш вопрос:
    Защита от спама
    9 + 3 =
    Коллегия адвокатов

    Адрес: 107120, Москва, М.Полуярославский пер., д.3/5, каб.120

    Телефоны: +7(495)740-83-76; 8-926-246-93-36, 8-903-523-15-50; +7(495)772-38-85

    E-mail: info@mosurcenter.ru
    Все права охраняются законом
    "Московский юридический центр" © 2006 - 2017.

    Карта сайта