Юридическая помощь, услуги адвоката, консультации юриста, адвокаты Москвы

Коллегия адвокатов "Московский юридический центр"
о коллегии адвокаты онлайн консультации новости и публикации спецпроекты контакты
.
ПОМОЩЬ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Бизнес-адвокат
Корпоративный адвокат
Иск в арбитраж
Налоговые споры
Корпоративные споры
Защита интеллектуальной собственности
Взыскание долгов
Сопровождение адвоката
Адвокатский аудит
Защита деловой репутации
Представительство в суде
Сопровождение сделок по продаже/покупке готового бизнеса
Исполнительное производство
Страховые споры

ПОМОЩЬ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Личный адвокат
Семейный адвокат
Семейные споры
Расторжение брака без вашего участия
Развод, раздел имущества
Жилищные споры
Сопровождение адвоката
Налоговые правоотношения
Страховые споры
Уголовные дела
Трудовые споры
Гражданские дела
Юридическая помощь в недвижимости
Долевое участие в строительстве
Ведение дел о наследовании имущества
Адвокат и юрист по ДТП
Авторское право
Защита прав потребителей
Исполнительное производство

Проблемы «прописки» компаний и индивидуальных предпринимателей


Как соотносятся понятия «адрес места нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес»? Какое из них налоговики считают нарушением законодательства? Этим и другим вопросам посвящена настоящая статья.
 
Еще в июле 2002 года Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1 (далее по тексту – Закон) ввел понятие «адрес места нахождения». Правда, оно довольно тяжело приживается в бизнес-среде, и его суть до сих пор до конца не ясна многим учредителям (участникам) организаций и их топ-менеджерам. Они предпочитают оперировать другими понятиями: «юридический адрес» и «фактический адрес», — добросовестно указывая их в документах. Вот только налоговики считают, что в таком случае имеет место нарушение законодательства.
 
У фискальных ведомств на то есть свой резон: в российском законодательстве вообще не закреплены такие понятия, как «юридический адрес» и «фактический адрес». Говорится только об адресе (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с ним и осуществляют связь. Этот адрес и следует указывать в учредительных документах в качестве места нахождения компании, по нему определяют, какая именно инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) должна провести государственную регистрацию юридического лица. Поэтому если в качестве места нахождения фирмы приведен некий абстрактный адрес, называемый в обиходе юридическим, а полномочные органы управления юридического лица находятся по другому адресу (так называемый фактический), то данное обстоятельство является нарушением Закона. До уголовного преследования по ст. 171 УК РФ за незаконное предпринимательство дело, конечно, вряд ли дойдет, но вот административное преследование виновных вполне вероятно.
 

Выбор места «прописки»

Многие учредители (участники) при регистрации вновь созданной компании в первую очередь выбирают себе не офис, а налоговую инспекцию. Причины разные: наличие связей в конкретной ИФНС, желание затеряться среди множества фирм делового центра. Бывает, что собственники недвижимости с готовностью сдают помещения в наем, но категорически не хотят, чтобы этот адрес фигурировал в официальных документах арендатора как его место нахождения. Налоговики, зная о такой проблеме, говорят, что при наличии действующего договора аренды пользователь вправе даже без согласия собственника помещения указать адрес предоставленной внаем недвижимости в качестве адреса своего места нахождения. По тому же пути идет и арбитражная практика: в решениях судьи упоминают, что протест владельца помещения, сданного внаем, по закону не служит препятствием для регистрации арендатора по адресу объекта аренды.
 
Иногда организация меняет адрес и при этом не хочет расставаться со своей ИФНС и с территориальными отделениями внебюджетных фондов, чьи порядки известны и где с инспекторами налажены неформальные контакты. Многих пугает перспектива переоформления свидетельства об ИНН, банковской карточки, справок с кодами статистики и пр. Еще одна причина — появление проблем с конкретной инспекцией или внебюджетным фондом. Например, возник конфликт по поводу исчисления и уплаты того или иного налога, сбора, или фирма добивается возврата (зачета) излишне уплаченных сумм. Появляться в новой инспекции и в фондах с таким багажом нежелательно. Чиновникам придется заново вникать в суть вопроса, обмениваться запросами—ответами с контрольными органами по прежнему месту прописки компании, в результате чего процесс урегулирования конфликта затянется.
 
В силу названных и других причин многие организации ищут возможность купить юридический адрес, то есть заключить фиктивный договор аренды с реальным собственником нежилой недвижимости, находящейся на территории, подведомственной выбранной налоговой инспекции1. Но, обзаведясь юридическим адресом, учредители (участники) и топ-менеджеры фирм не учитывают, что по данному адресу будет поступать корреспонденция, в том числе и от уполномоченных органов, и что эти координаты должностные лица всех осуществляющих контроль организаций станут указывать в распоряжениях о проверках. И если, например, письма из ИФНС вернутся обратно с пометкой почты о том, что адресата найти не удалось, то налоговики сразу же сделают вывод: при регистрации представители компании сообщили неверные сведения. Должностных лиц фирм-нарушителей постараются наказать, а сама организация, вероятно, пополнит перечень кандидатов на внеплановые проверки. Кроме того, этих людей (участников юридического лица и его руководителей), налоговики могут начать разыскивать по домашним адресам, чтобы задать неудобный вопрос о том, с какой целью в заявлении о регистрации руководитель привел неверный адрес, и даже предупредить о намерении ликвидировать компанию якобы за неоднократные и грубые нарушения законодательства.
 

Борьба с нарушителями

После того как в 2002 году обязанность по госрегистрации юридических лиц и граждан в качестве индивидуальных предпринимателей возложили на налоговое ведомство, его представители многократно заявляли о намерениях усилить борьбу с недобросовестными налогоплательщиками, фирмами-однодневками и ужесточить контроль за соблюдением юридическими лицами Закона. При этом фискальные ведомства обещали начать тотальную проверку достоверности заявленных сведений (в том числе и о месте нахождения организаций), а также заверяли, что нарушители понесут весьма суровое наказание: учредителям (участникам) юридических лиц и руководителям грозило административное или даже уголовное преследование, а организации ждала принудительная ликвидация. Однако всякий раз подобные кампании быстро сходили на нет и все продолжалось по-прежнему.
 
Правда, 13.09.2005 года ФНС выпустила нашумевшее письмо № ЧД-6-09/761@, где объяснила всем нарушителям (читай: предупредила их), что же надо понимать под поражением в правах, то есть дисквалификацией1, и на конкретных примерах показала, в каких ситуациях она может быть успешно применена (читай: чтобы другим неповадно было). Отметим, что до недавнего времени такое грозное взыскание, как дисквалификация, российские суды налагали крайне редко и в основном за несоблюдение законодательства о труде. Но в 2005 году суды начали все чаще применять к виновным названный вид ответственности, а представители фискального ведомства с удовлетворением отмечают, что дисквалификация оказалась весьма эффективной воспитательной и профилактической мерой (cм. пример на плашке).
 
Отметим, что на рубеже 2005–2006 годов стало известно о некоем регламенте столичных налоговиков (издан только для служебного пользования). В соответствии с ним решено формировать базу адресов массовой регистрации. В нее включены и войдут в дальнейшем все так называемые сомнительные адреса, по которым зарегистрирован хотя бы десяток компаний. Юридических лиц, намеренных «прописаться» по сомнительному адресу, налоговики автоматически возьмут на заметку как потенциальных нарушителей. (Получается, что одной рукой чиновник ИФНС станет принимать документы для госрегистрации, а другой — составлять протокол об административном нарушении за предоставление заведомо ложных сведений.) Кроме того, столичные кредитные организации уже получили списки сомнительных адресов и рекомендации ИФНС не открывать счета зарегистрированным там фирмам. Если коммерческий банк на свой страх и риск не прислушается к совету, налоговики сообщат в ЦБР, что некая кредитная организация не соблюдает законодательство и не проверяет, правильно ли компания указала свое местонахождение. Вопрос о том, почему налоговики перекладывают проверку, которую должны со всей тщательностью проводить сами, на плечи банков, по-видимому, никого не волнует.
 
Дополнительно отметим, что ФНС считает весьма сомнительными фирмы с минимальным уставным капиталом и компании, где пост руководителя занимает сам учредитель. После госрегистрации ИФНС обязана отнести такую организацию к категории сомнительных налогоплательщиков и передать информацию в управление ФНС России.
 

Об ответственности

В п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрены санкции в виде предупреждения или штрафа в размере 50 МРОТ за непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о юридическом лице в ведомство, осуществляющее госрегистрацию (налоговый орган). Штраф налагают только на должностных лиц. Аналогичные санкции предусмотрены и за подачу недостоверных данных, то есть если в документах есть неточности и искажения. Административные дела возбуждают, расследуют и рассматривают должностные лица ИФНС.
 
В таком случае налоговики любят привлекать к ответственности в основном законопослушных бизнесменов, не знавших о том, что в трехдневный срок следует сообщать об изменении адреса места нахождения компании, или не уложившихся в этот срок. Впрочем, суды более лояльны к нарушителям, и, если обжаловать постановление ИФНС, в результате может быть признана малозначительность проступка и штраф заменят предупреждением. Как правило, на подобный исход дела могут рассчитывать должностные лица, не привлекавшиеся ранее к ответственности за совершение налоговых или административных правонарушений.
 
Впрочем, сам факт отсутствия по адресу места нахождения органов управления юридического лица еще не свидетельствует о том, что при регистрации были приведены недостоверные сведения. Налоговики должны собрать достаточные доказательства, что в момент подачи заявления о государственной регистрации органы управления общества не находились по упомянутому в документе адресу. Если же, по вашему мнению, ИФНС не удалось доказать вину, но вас все равно признали нарушителем, обжалуйте постановление ИФНС в суде. Успех, конечно, не гарантирован, но суд может согласиться с вашими доводами и признать постановление незаконным.
 
За предоставление недостоверных сведений должностное лицо привлекают к административной ответственности по п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, если оно совершило это деяние по неосторожности. Если же имел место умысел1 , действия виновного квалифицируют уже по ч. 4 названной статьи, то есть за подачу в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения2 . Например, если указаны несуществующие координаты или компания отсутствует по упомянутому в заявлении адресу. Отметим, что в данном случае прослеживается достаточно тонкая грань между административным правонарушением и уголовно-наказуемым деянием. Административная ответственность наступает только в том случае, если в действиях должного лица не обнаружат состава преступления.
 
Протокол об административном правонарушении, как и в предыдущем случае, составляют налоговики, но дело рассматривает суд. Он вправе наложить на виновных штраф в размере 50 МРОТ или применить к ним дисквалификацию. Решение можно обжаловать в суде вышестоящей инстанции, но если применена дисквалификация, то оно подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
 

Юридический адрес или правовой капкан?

Если от компании, купившей юридический адрес, нет регулярных и ощутимых прибылей в виде официальных или неофициальных платежей и/или мзды за обслуживание офиса, то представители арендодателя стараются как можно быстрее избавиться от такого арендатора и желательно правовыми методами. Так называемая торговля юридическими адресами — бизнес необременительный и прибыльный. Поэтому арендодатели стремятся заключать краткосрочные договоры или же предусматривают для себя возможность досрочного расторжения соглашения в случае, если пользователь не исполнит те или иные обязательства. Причем, полагая, что подобный документ — простая формальность, на свои обязательства арендатор, как правило, не обращает никакого внимания.
 
 
А зря. Контрагент получает прекрасную возможность в одностороннем порядке расторгнуть договор, о чем сам арендатор нередко узнает от инспектора ИФНС.
В связи с этим рекомендуем собственникам и руководителям фирм всегда обращать внимание на срок аренды и на условия, в соответствии с которыми соглашение может быть досрочно расторгнуто. Было бы неплохо провести тщательную юридическую экспертизу соглашения.
 
По возможности избегайте регистрировать компании по тем адресам, где уже «прописались» десятки и сотни фирм.
 
О некоторых причинах мы говорили выше. Кроме того, из множества зарегистрированных по данному адресу организаций какие-то уже давно брошены из-за долгов, другие изначально созданы как фирмы-однодневки. А подобные компании традиционно привлекают повышенное внимание кредиторов, налоговиков и правоохранительных органов2. Если начнется масштабная проверка, то проверить могут все фирмы, зарегистрированные по одному адресу.
 
Прежде чем остановить выбор на организации, оказывающей услуги по госрегистрации юридических лиц, выясните, предоставляет ли эта компания хотя бы минимальные секретарские услуги: выемка корреспонденции, поступающей на официальный адрес, и передача ее клиенту. Еще лучше, если будет обеспечено прикрытие на случай неожиданных визитов контролеров из госорганов и пр. Такое обслуживание охотно принимают на себя и собственники сданной в аренду недвижимости, разумеется, за отдельную плату. Например, выделяют сотрудника, для того чтобы он оперативно передавал арендатору какую-то срочную и важную информацию и отвечал всем визитерам и позвонившим, что у директора совещание, а бухгалтер на курсах.
 
Впрочем, не стоит безоглядно рассчитывать на добросовестность лиц, оказывающих секретарские услуги. Так, арендатору, который платит за обслуживание офиса, нужно постоянно контролировать, как арендодатель справляется со своими обязанностями. Не ленитесь и почаще напоминайте о себе владельцу сданной внаем недвижимости, чтобы в случае проверки он вспомнил не только название вашей фирмы, но и имена ее первых лиц, а также сообщил налоговикам, что представители компании действительно появляются в офисе. Доказать в суде обратное инспекторам будет очень трудно.
 
Настоятельно рекомендуем оформить письменно все договоренности о предоставлении секретарских услуг. Например, стоит внести соответствующие пункты непосредственно в договор аренды или заключить отдельное соглашение (см. пример на плашке).
 
Постарайтесь перерегистрировать фирму по фактическому адресу. Прежде всего, необходимо оформить соответствующие изменения в учредительные документы (новую редакцию устава, решение учредителей о внесении поправок) и завизировать их у нотариуса. Затем нужно заполнить стандартную форму заявления о госрегистрации этих изменений, уплатить госпошлину и обратиться с документами в свою ИФНС. Там проведут сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, после чего вы сможете подать заявление о постановке на учет в новую инспекцию. Правда, в таком случае налоговики неизбежно выяснят, что сообщение об изменении адреса места нахождения поступило с опозданием. При худшем варианте развития событий руководителю компании грозит штраф в размере пяти тысяч рублей, но не дисквалификация.
 
Если вы по каким-то причинам не можете зарегистрировать юридическое лицо по адресу фактического места нахождения, то его нужно хотя бы легализовать, чтобы при необходимости как-то объяснить свое присутствие, особенно если юридический и фактический адреса находятся на территориях, подведомственных разным ИФНС. С такой целью следует зарегистрировать по фактическому адресу обособленное подразделение.
 
Если даже это неприемлемо для вас, то хотя бы сообщите свой контактный телефон для экстренной связи налоговому инспектору, представителям других контрольных ведомств и старайтесь не привлекать к себе внимание ИФНС сомнительными сделками и выбором сомнительных партнеров. Поработайте над тем, чтобы создать себе репутацию добросовестного налогоплательщика.
 
По материалам журнала "Услуги и цены"
24/09/06
 


Адвокат
Широких
Виталий Валерьевич
Адвокат Широких Виталий Валерьевич
Телефон:
+7(495)740-83-76
E-mail: shirokih@mosurcenter.ru
Cтаж: c 1997 года
Регистрационный номер: 77/5025 в реестре адвокатов г. Москвы.

Адвокат
Голубев
Сергей Евгеньевич
Адвокат Голубев Сергей Евгеньевич
Телефон:
8-926-246-93-36, 8-903-523-15-50
E-mail: golubev@mosurcenter.ru
Cтаж: с 1997 года
Регистрационный номер: 50/4554 в реестре адвокатов Московской области

Адвокат
Широких
Ольга Валерьевна
Адвокат Широких Ольга Валерьевна
Телефон:
+7(495)772-38-85
E-mail: shirokich@mosurcenter.ru
Cтаж: с 2005 года
Регистрационный номер: 77/10676 в реестре адвокатов г. Москвы.


Онлайн консультации адвоката

 
Фамилия / Имя:
E-mail:
Телефон:
Выберите раздел вопроса:
Укажите заголовок вопроса, отражающий основную суть:
Напишите подробно Ваш вопрос:
Защита от спама
9 + 3 =
Коллегия адвокатов

Адрес: 107120, Москва, М.Полуярославский пер., д.3/5, каб.120

Телефоны: +7(495)740-83-76; 8-926-246-93-36, 8-903-523-15-50; +7(495)772-38-85

E-mail: info@mosurcenter.ru
Все права охраняются законом
"Московский юридический центр" © 2006 - 2017.

Карта сайта