Юридическая помощь, услуги адвоката, консультации юриста, адвокаты Москвы

Коллегия адвокатов "Московский юридический центр"
о коллегии адвокаты онлайн консультации новости и публикации спецпроекты контакты
.
ПОМОЩЬ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Бизнес-адвокат
Корпоративный адвокат
Иск в арбитраж
Налоговые споры
Корпоративные споры
Защита интеллектуальной собственности
Взыскание долгов
Сопровождение адвоката
Адвокатский аудит
Защита деловой репутации
Представительство в суде
Сопровождение сделок по продаже/покупке готового бизнеса
Исполнительное производство
Страховые споры

ПОМОЩЬ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Личный адвокат
Семейный адвокат
Семейные споры
Расторжение брака без вашего участия
Развод, раздел имущества
Жилищные споры
Сопровождение адвоката
Налоговые правоотношения
Страховые споры
Уголовные дела
Трудовые споры
Гражданские дела
Юридическая помощь в недвижимости
Долевое участие в строительстве
Ведение дел о наследовании имущества
Адвокат и юрист по ДТП
Авторское право
Защита прав потребителей
Исполнительное производство

Добровольное страхование в транспортно-экспедиционной деятельности


В настоящее время страхование все больше входит в гражданский оборот и используется, в том числе при реализации субъектами гражданских правоотношений предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли, осуществляется на свой риск и является самостоятельной. Страхование во многом позволяет сгладить негативные последствия не зависящих от предпринимателей обстоятельств и уменьшить предпринимательский риск. Оно дает возможность вести деятельность в более предсказуемой финансовой обстановке. В этой связи действительно досадными выглядят ошибки, допускаемые при выборе вида заключаемого договора страхования.


Объем ответственности страховщика по договору страхования гражданской ответственности экспедитора

Страхование гражданской ответственности экспедитора является добровольным видом страхования, основанным на желании экспедитора переложить бремя возможных выплат третьим лицам, в частности клиентам, на страховую компанию. При этом представитель экспедитора, заключающий договор страхования, а порой и агент страховой компании не учитывают различий в основаниях возникновения обязательства произвести выплату третьему лицу (деликт или нарушение условий договора), что приводит к ошибке при выборе правил, по которым будет осуществляться страхование, и, как следствие, в некоторых случаях к отказу в выплате страхового возмещения при обращении в страховую компанию.

Страхование договорной ответственности, согласно пп. 2 п. 2 ст. 929 и п. 1 ст. 932 ГК РФ, допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Страхование договорной ответственности экспедитора законом не предусмотрено. Таким образом, заключая договор страхования гражданской ответственности, экспедитор страхует лишь свой риск возникновения внедоговорной ответственности, не получая страховой защиты на другие возможные случаи. Поэтому при выборе вида договора страхования экспедитору необходимо четко понимать основания возникновения его гражданской ответственности, которая влечет необходимость выплаты им определенных денежных сумм.


Юридически значимые различия в основаниях возникновения обязательств экспедитора

В гражданском праве выделяются понятия договорной и внедоговорной (деликтной) ответственности и для наступления каждой из них устанавливаются различные основания.

Договорная ответственность представляет собой санкцию за нарушение договорного обязательства и может выражаться не только в возмещении ущерба, причиненного контрагенту, но и, например, в уплате неустойки или потере задатка. Основанием для ее возникновения служит следующий юридический состав:

1) нарушение условий договора;

2) наличие убытков;

3) причинно-следственная связь между нарушением и убытками;

4) вина стороны, нарушившей условия договора. Главным юридическим фактом является нарушение условий договора.

Так, экспедитор отвечает перед грузополучателем или грузоотправителем за сохранность и своевременность доставки груза даже в случаях, когда он к причинению вреда не причастен и в задержке исполнения обязательства не виноват. Это обусловлено тем, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, по общему правилу, несет ответственность и при отсутствии вины.

Внедоговорная ответственность вытекает из факта причинения вреда. Для ее установления необходим следующий юридический состав: 1) наличие причиненного вреда личности гражданина или имуществу как физического, так и юридического лица; 2) противоправное поведение причинителя вреда; 3) причинно-следственная связь между таким поведением лица, причинившего вред, и вредом; 4) вина причинителя вреда. С правовой точки зрения, главным для наступления деликтной ответственности является факт причинения вреда, в отсутствие которого нет основания для возникновения гражданского правоотношения между субъектами.

В случае если экспедитор не является перевозчиком и вред перевозимому чужому имуществу наносится без его непосредственного участия, то ответственность перед грузоотправителем или грузополучателем он несет только на основании договора. Таким образом, повреждение груза при перевозке, организованной экспедитором и осуществленной перевозчиком, - это типичный пример ситуации, когда возникновение обязательства экспедитора осуществить выплату своему клиенту не подпадает под договор страхования гражданской ответственности.

Представитель экспедитора, заключающий договор страхования, а порой и агент страховой компании не учитывают различий в основаниях возникновения обязательства произвести выплату третьему лицу (деликт или нарушение условий договора), что приводит к ошибке при выборе правил, по которым будет осуществляться страхование, и, как следствие, в некоторых случаях к отказу в выплате страхового возмещения при обращении в страховую компанию.


Объем защиты по договору страхования гражданской ответственности экспедитора

В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору страхования гражданской ответственности может быть застрахован только риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а риск ответственности по договорам страхуется исключительно в случаях, предусмотренных законом. Как уже говорилось, страхование договорной ответственности перевозчика (экспедитора) в законе не предусмотрено - по договору страхования гражданской ответственности страхуется только внедоговорная (деликтная) ответственность экспедитора, вытекающая из причинения вреда.

В судебной практике договор страхования риска ответственности по договорам, при отсутствии закона, которым такое страхование предусмотрено, признается ничтожным. Мотивировка судов такова: поскольку закон не предполагает страхования риска ответственности за нарушение договора перевозки, то заключенный между страховщиком и экспедитором договор, который по правовой природе представляет собой договор страхования риска ответственности за нарушение договора, является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ как противоречащий п. 1 ст. 932 ГК РФ.

 
Цена вопроса

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом (грузоотправителем или грузополучателем) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза определены в ст. 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). В соответствии с названной нормой экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, то на основании ст. 803 ГК РФ его ответственность перед клиентом по договору транспортной экспедиции будет устанавливаться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, т.е. с учетом ст. 796 ГК РФ. Согласно ст. 796 ГК РФ, перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом выплаты могут быть существенными, так как ущерб, причиненный при перевозке груза, определяется по следующим правилам:

- в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

- в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости;

- в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза.

В качестве примера отказа в выплате страхового возмещения по причине неверного выбора вида страхования рассмотрим случай, изложенный в Постановлении ФАС Московского округа от 5 мая 2004 г. по делу № КГ-А40/3081-04-П. В ходе многочисленных судебных разбирательств было выявлено, что на страхование был принят риск ответственности, возникающей вследствие причинения вреда третьим лицам и связанной с неисполнением договора на оказание транспортно-экспедиторских услуг. Суд учел этот факт и указал, что поскольку, согласно п. 2 ч. 2 ст. 929 и п. 1 ст. 932 ГК РФ, страхование риска ответственности за нарушение договора допускается лишь в случаях, предусмотренных законом, а страхование риска ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции законом не установлено, то заключенный между сторонами спора договор страхования является ничтожным. В иске, а следовательно, и в страховом возмещении суд отказал.


Практические рекомендации по выбору способа страховой защиты

Принимая во внимание вышеизложенное, можно утверждать, что экспедитору в первую очередь необходимо застраховать свой риск утраты (гибели), недостачи или повреждения транспортируемого груза (договор страхования имущества).

Страхование экспедитором перевозимого им груза действующим законодательством допускается, так как договор страхования имущества может заключить любое лицо - главное, чтобы договор был заключен в пользу лица, имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Как уже указывалось, экспедитор имеет интерес в сохранении груза, в том числе базирующийся на нормах права (ст. 803 ГК РФ и ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Таким образом, договор страхования перевозимого груза может быть заключен экспедитором как в собственную пользу, так и в пользу любого иного лица, имеющего интерес в сохранении этого имущества (грузополучателя, грузоотправителя, собственника и т.п.).

Благодаря договору страхования имущества экспедитор получит страховую защиту от убытков, возникших вследствие повреждения или утраты груза по вине перевозчика либо третьих лиц.

Страхование груза предполагает более сложную процедуру, чем страхование ответственности, так как включает страхование различных перевозимых грузов. Однако в настоящий момент другого пути для получения эффективной страховой защиты при повреждении или утрате груза во время перевозки законодательством РФ не предусмотрено.

Для упрощения процедуры страхования грузов можно использовать страхование по генеральному полису. В соответствии со ст. 941 ГК РФ по соглашению страхователя со страховщиком систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может осуществляться на основании одного договора страхования - генерального полиса.

Страхование перевозимых грузов позволяет экспедиторским компаниям более эффективно строить бизнес, предоставляет страховую защиту от непредсказуемых и в то же время объективно возможных выплат. При этом важно, что ответственность по договору страхования начнется, когда груз будет взят со склада (или другого пункта отправления) для перевозки и будет длиться на всех этапах перевозки, пока груз не попадет на склад грузополучателя или в другой пункт назначения, указанный в полисе (сертификате).

В заключение отметим, что хотя отказ в получении страхового возмещения по договорам страхования гражданской ответственности в случае наступления договорной ответственности и является верным с точки зрения законодательства, но такой подход порождает потерю доверия к институту страхования со стороны страхователей, что негативно отражается на репутации и деятельности страховых компаний.
05/12/08
 


Адвокат
Широких
Ольга Валерьевна
Адвокат Широких Ольга Валерьевна
Телефон:
+7(495)772-38-85
E-mail: shirokich@mosurcenter.ru
Cтаж: с 2005 года
Регистрационный номер: 77/10676 в реестре адвокатов г. Москвы.

Адвокат
Широких
Виталий Валерьевич
Адвокат Широких Виталий Валерьевич
Телефон:
+7(495)740-83-76
E-mail: shirokih@mosurcenter.ru
Cтаж: c 1997 года
Регистрационный номер: 77/5025 в реестре адвокатов г. Москвы.

Адвокат
Голубев
Сергей Евгеньевич
Адвокат Голубев Сергей Евгеньевич
Телефон:
8-926-246-93-36, 8-903-523-15-50
E-mail: golubev@mosurcenter.ru
Cтаж: с 1997 года
Регистрационный номер: 50/4554 в реестре адвокатов Московской области


Онлайн консультации адвоката

 
Фамилия / Имя:
E-mail:
Телефон:
Выберите раздел вопроса:
Укажите заголовок вопроса, отражающий основную суть:
Напишите подробно Ваш вопрос:
Защита от спама
9 + 3 =
Коллегия адвокатов

Адрес: 107120, Москва, М.Полуярославский пер., д.3/5, каб.120

Телефоны: +7(495)740-83-76; 8-926-246-93-36, 8-903-523-15-50; +7(495)772-38-85

E-mail: info@mosurcenter.ru
Все права охраняются законом
"Московский юридический центр" © 2006 - 2017.

Карта сайта